вторник, 28 апреля 2015 г.

Землетрясение в Катманду. Взгляд испуганной и очень впечатлительной девочки

Во время землетрясения 25.04.2015 мы были в Катманду.
Самой высокой пагоды Бхактапура больше нет
Я только что вернулась из Непала, улетать не хотелось. За три сезона подряд я окончательно влюбилась в эту страну. Билеты у меня были на 28 апреля обратно в Москву. То что случилось не хватит описать никаких слов, людям там нужна помощь, разрушено очень многое и многое безвозвратно, унесено много жизней. Нам, как туристам, конечно, до конца все равно не понять их утраты, потому что рано или поздно мы все уезжаем, а люди остаются там. Из хороших новостей — наш друг Даз организовывает машины помощи, и мы тоже можем им помочь, контакт вот тут , Антоха остается им помочь.
Антоха уже написал свои впечатления от случившего землетрясения. Не могу не поделиться своими. Так случилось что оба мощных толчка мы были в разных местах и каждый из нас офигевал от происходящего как мог.


25 апреля. день первый, 7.9

Утро
Плохо сплю последние несколько дней, проснулась в 4 утра, посерфила интернет. Скинула фоточки заказов, еще раз записала-уточнила что нужно покупать. Потом проснулся Антоха, мы позавтракали и отправились по своим делам. Антоха пошел в банк, а я сначала за специями, потом за остальными вещами. Шопинг я просто обожаю, поэтому покупать что-то для друзей для меня одно удовольствие
Тамель до землетрясения

За минуты до
Примерно в 11-45 захожу в мой любимый фикс-прайс на втором этаже, огромный такой и длинный, у меня уже куплены чаи и специи, оставляю их в углу магазина и иду смотреть вещи. Хозяин и с хозяйкой очень хорошие люди, предложили мне чайку. И вот сижу я за столиком в глубине магазина, в окружении таких любимых мной непальских вещиц и попиваю сладкий чай, это мне казалось самым счастливым моментом за последние дни. Допиваю чай, иду дальше вглубь повыбирать ловцов снов и тут началось.

Началось
народ в шоке, кто куда
  Началось внезапно, началось трястись все здание. Поток мыслей в моей голове был просто сногсшибательный и по мере нарастания толчков все ближе к истине: "наверно это качается здание, рядом стройки", "наверно это на секунд 10 и все", "похоже на то землетрясение, что было в новосибе, когда я училась в универе", "сильнее чем тогда, намного сильней",  "не прекращается, витрины падают, что делать?", "где хозяева?", "до выхода далеко, куда бежать?". В итоге я сделала самую нелогичную вещь - залезла под стол, как гласит графити на заборах Катманду (на случай землетрясения там один из вариантов действительно залезть под стол), вместе с хозяином. Самые сильные и страшные толчки мы с ним переживали под непрекращающееся "рамру-рамру-рамру-рамру...", что значит примерно «все будет хорошо — все будет хорошо», при этом это ни к кому не обращенная скороговорка, повторялась как мантра. Я параллельно пыталась узнавать у хозяина подробности: «как долго это может продлится?», «как часто так трясет?», «куда вы обычно идете в таком случае?», на что был получен утвердительный ответ «такое у нас в первый раз, я не знаю как долго это может быть». 
  А еще беспрестанно звонила Антохе, но связи не было. После первого толчка была пауза в несколько секунд и я смогла добежать до дверного проема, там уже была хозяйка. Выбежать из магазина сразу не удалось, потому что закрывающая дверь-решетка от толчков закрылась и времени отодвигать не оставалось. Пока трясло второй волной я оглядела магазин, я была в шоке, все валялось, все витрины были разбиты, груды вещей и обломков были повсюду, потолок трясся. На следующей паузе хозяин добежал до решетки и смог отодвинуть ее и я выбежала на улицу, а хозяева убежали, по какой-то мне непонятной причине, на крышу. 
  Выбегать пришлось по лестнице, отошедшей от стен, это не так страшно, просто шокирует тем, что шатается и выглядит безусловно плохо. Потом я видела как хозяева минут через 10 все же покинули здание и закрыли магазин. На улице сразу стало понятно куда бежать — на ту самую стройку напротив. Там уже стояла толпа народу, озираясь по сторонам в сторону тех зданий, которые могут развалиться.

После толчка
наше прибежище, возле магазина
Толпа вокруг, при каждом новом толчке все сжимаются в комочек, многие плачут в истерике, многие снимают на фото-видео. А я пытаюсь дозвониться. Не получается, грешу на телефон, он у меня глючит и его давно пора поменять. Прошу у непальца рядом позвонить, он говорит что тоже никуда не может дозвониться, но все равно набирает номер и звонит несколько раз. Но связь не работает. Спрашиваю и его как он думает как долго это может быть и насколько это глупая идея пойти искать друга по узким улочкам тамеля. Он повторяет что все это в первый раз на его глазах и не знает как долго это может быть. Решено собираюсь идти искать Антоху и тут на мою радость вижу его в толпе, проходящим мимо. Радости не было придела. 

Самое страшное
Самое страшное это не сами толчки. Безусловно это адски страшно, неожиданно и непонятно. Самое страшное — это неизвестность: когда ты не знаешь что с твоими близкими, не можешь до них дозвониться и узнать все ли с ними в порядке. Потому что ты знаешь только, что ты здесь и сейчас, а что происходит там, где тебя нет, ты не знаешь. Тот непалец, с чьего телефона я звонила, одновременно с появлением Антохи ушел искать свою жену.
Антоха во время толчка был в гостинице с еще парой человек, включая хозяйку Нити, которая по его словам была не в состоянии выбежать сама

Что случилось с тамелем
Мы переждали в нашем безопасном месте еще пару толчков, которые просто таки в истерику привели самых чувствительных и стоявшую неподалеку собачку, она прям-таки обделалась на месте, за что была заняшена буквально всеми.
Никто не мог спокойно смотреть на бившееся в истерике животное, не смотря на свою собственную истерику, все гладили и успокаивали пса. 
Потом мы пошли искать еды, воды и на разведку, смотреть гостиницу. По гостинице прошла трещина и внутри и снаружи в месте стыка с другим зданием — это самое частое разрушение. В общем разрушения в самом тамеле оказались минимальными. 


В глаза бросались только закрытые повсеместно магазины и люди, идущие с рюкзачками кто-куда.
В одном месте, недалеко от "Мо-Мо стар", мы увидели даже один открытый магазин со штанами, в котором целых три европейских женщины что-то выбирали! "война войной, а обед по расписанию" (с)

Дубар сквер
В этом сезоне я уже несколько раз ходила с ребятами на Дубар-сквер, поэтому тамошние разрушения больше всего повергли меня в шок. Когда мы пошли в сторону Дубар-сквера издалека мы увидели такую картину, которую меньше всего ожидали — руины. Казалось, что все превратилось в огромные горы глины. Когда мы пришли, на Дубар-сквере уже работали во всю экскаваторы.


Если честно, едва хватало сил на все это смотреть.

Ночевка
Ночевать решили под открытом небом, так поступило подавляющее большинство. Ночевали вместе с непальцами. Я и так знала, что непальцы народ дружелюбный, но тут они просто все украли мои сердца. Мы натянули тент, они попрятались под ним, предложив нам еду, воду, помогли с поисками туалета и прочими вещами. Народ невероятно сплотился, откуда-то приносили воду, нашелся еще один тент, развели костер. Ночью парни играли на гитаре и слушали радио, пытались бодриться кто как мог, несмотря на то что ночью каждый час потряхивало

Объективно

Непальцы очень быстро мобилизовались: все время город курировали вертолеты, привезли кучу военных для разбора завалов, все обвалившиеся здания были обтянуты лентами, запрещающими проход. Ночью проходили люди и раздавали всем питьевую воду, практически принудительно. Неплохо бы в путешествии иметь исправный телефон.

Субъективно

Никто никуда не бежал и не хватался за головы как в фильмах-катастрофах, по крайней мере в тех местах, где мы были. Нам все время попадались люди, идущие с самым необходимым в руках или просто сидящие на месте, в полностью офигевшем состоянии.

.Фото




королевский дворец. Дубар

26 апреля. день второй, 6.9

Утро
Мы вернулись в гостиницу, вместе с вещами, потому что с 5ти утра толчков больше не было и в тамеле началась даже какая-то жизнь, торговля чем-то кроме еды и снаряги (народ покупал палатки) в паре мест правда еще не открылась. И завалились спать. Прежде чем уснуть, первое что пришло в голову - это тишина в 10 утра в центре Тамеля, странно. Еще два дня назад мы не могли уснуть здесь от шума после экспедишена на Карнали.

Второй толчок 
Бардак в моей голове не давал мне покоя, я хотела поменять дату вылета на попозже. Связи не было никакой и я решила пойти искать офис авиакомпании, и если не найду, то пойти в аэропорт, в одиночку. 
Выбрала я не самый удачный маршрут - улица, по которой я шла немножко нагоняла ужас. Свалившихся зданий на ней не было, но она была узкая, и не безлюдная. Я шла и думала, что случись мне оказаться здесь, я бы не знала куда бежать.  Местные все шли куда-то, ехали куда-то с вещами, все - в разные стороны.

Так получилось, что я остановилась у вышки и нашла связь, и начала отчаянно строчить смски всем, кто мне писал, потому что они совсем не хотели отправляться до этого, и тут-то меня и застал второй толчок. 
Дальше все происходило как в фильмах. Улочка вся трясется, под ногами все ходит ходуном, я пытаюсь сообразить куда бежать, мечусь. Люди тоже мечутся, не понимаю куда бежать и тут вижу как пара парней бежит в какие-то ворота, забегаю и, слава богу, оказываюсь в относительно безопасном месте. Правда там внутри народ также продолжает передвигаться кучками, пытаясь отодвинуться от ближайших зданий. Ну все, кажется я не одна, вокруг толпа непальцев. Все указывают на многоэтажное здание, которое расколото двумя трещинами на 3 части и пошатывается. 
Мало-помалу толчки прекращаются и я снова начинаю соображать, что лучше сделать: пойти дальше (я прошла полпути), пойти назад или остаться здесь.
Школа
Как выяснилось я забежала на территорию школы. Как только толчки успокоились, мне тут же был предложен коврик посидеть, печенюшки и куча улыбок вокруг. Непальцы - просто волшебный народ, даже если ты один, ты среди них - как дома. Мне тут же начали помогать ребята из школы, они звонили Антохи (мой телефон опять был не алё), один парень дозвонился и узнал телефон внутренних рейсов, записал мне его и сказал лучше там узнать про международные, но не ходить в аэропорт. Мы слушали местное радио и мне переводили, что говорят. Так я узнала, что этот толчок был магнитудой 6,9
Я спросила паренька, который мне помогал, где его семья, как долго он здесь и все ли в порядке с его родственниками, на что получила неожиданный ответ: парень оказался из Индии, в пятницу(24го, накануне 1го толчка) его семья поехала в Индию, домой, а он решил задержаться и поучиться. "и вот ", говорит, "учусь уже второй день")) Ночью он сказал они все были во дворе, не спали, говорили, пели, пытаясь успокоиться. 
Еще чуть-чуть посидела, поблагодарила за все, пошла на улицу и уселась снова в интернет, чтобы сменить билеты и тут увидела русских ребят, которые и привели меня в центр русской культуры в Непале.
Как же хочется обнять всех непальцев сразу, с ними невозможно чувствовать себя чужим или одиноким. Они принимали столько участия в разрешении моих бестолковых проблем, сколько могли.

Центр русской культуры
В центре царила совсем другая обстановка. Казалось, что здесь люди просто пережидают задержавшийся рейс: было электричество, интернет, кто-то готовил на кухне, в бунгало был горячий чай и какие-то ништяки. Землетрясение выдавал только обвалившийся забор.
Вообще ребята большие молодцы, в списках у них было порядка 180ти человек. Все были как-то размещены, накормлены. Была организована доставка в аэропорт. Немного все было похоже на клуб выживальщиков, но в целом там было очень комфортно. И мы переночевали там.


27 апреля. last call

День моего вылета. Узнавать про изменение рейса я забила, потому что ну понятно что в аэропорту транспортный коллапс, которого не избежать. Поэтому мы отправились снова гулять и разведывать обстановку. Мы позавтракали в местной кафешке, там еще не было электричества. Когда мы шли обратно, где-то в 15 часов, там уже было электричество. Связь была почти везде. Город начал оживать, Никогда еще вид тук-тука не вызывал во мне столько радости!
Стадион превратился в большое укрытие для людей

эти трущобы здесь были и до землетрясения  а вот через дорогу от них образовались новые - временное прибежище для людей
Эти фотографии сняты с одной и той же точки, с разницей в два месяца
Когда мы приехали, там был какой-то парад или соревнования по верховой езде Когда я уезжала там был лагерь после землетрясения

Мы еще раз зашли в Тамель. Там уже было побольше открытых магазинов, побольше людей, побольше движения вокруг. Зашли в гостишку, попрощалась с Нити до осени. Странное ощущения, вроде пережили одно и тоже, но я уезжаю, а они остаются восстанавливать там все.
Вернулись в центр, я собрала вещи и поехала в аэропорт.
Спасибо ребятам из центра, не знаю хотели этого или нет, но они создали атмосферу крепости и уюта одновременно

Аэропорт
то ли я совсем оскотинилась за последнее время, то ли просто уже притупились ощущения. Вобщем, на Антохин вопрос - как там в аэропорту, я сказала - как обычно, все выглядит как обычно

Аэропорт превратился в помойку, но в целом выглядел прилично. В краниках по-прежнему была вода. Потолок лишь в двух местах поотвалился и в паре мест пол пошел трещинами:
Уже пройдя регистрацию и сидя возле гейтов, я встретила последний сильный толчок. Сидела на полу, было подорвалась куда-то, но потом подумала, что вокруг столько людей, что все равно никуда не выйти. Так и осталась сидеть. да и все так и остались сидеть. Кто-то там был уже третьи сутки, все уже похоже устали бояться. После толчка, многие рейсы поотменялись, но не наш. Наш просто вылетел на пару часов позже. До самолета шли пешком от гейта. 
ничего не понятно, но это мы идем к самолету пешком из гейта
У самолета я все время подгонялась, что снова трясет. Ребята меня успокаивали, что это взлетная полоса - тут всегда трясет, когда самолета взлетают. Взлетаем.

Субъективно

Взлет мне дался очень тяжело. самолет же трясется, когда взлетает, и я вроде не первый раз лечу, но видимо у меня пока это ощущение строго связано с толчками.
Вообще все время преследуют флешбэки: идешь по лестнице - кажется трясет; идешь по улице, стоит задуматься, и кажется трясет; сидишь в кресле в аэропорту - трясет. Похоже всю пересадку у меня были вытаращены глаза, потому что к моменту пересадки они окончательно пересохли. Степень офигения от происходящего у меня максимальная, по моей собственной шкале. Как оказалось, чтобы напугаться, вовсе не обязательно чтобы у тебя на глазах сложилось здание, вполне себе достаточно оказаться одному по дороге в аэропорт или в глубине магазина.
Если бы можно было выбирать, я бы все же предпочла не быть там в это время. 

Объективно

Сухие цифры, людей продолжают спасать:

1 комментарий:

  1. Замечательный отчет о поездке, было интересно почитать

    ОтветитьУдалить