пятница, 25 апреля 2014 г.

Непал. Экспедиция на Сан-Коси

Путешествие на Сан-Коси стало для меня одновременно и первым вайт-вотером после травмы и первым экспедишенем в каякинге, в сочетании с первым посещением Непала и вообще азиатской страны.
Весна, впервые еду не пробивать льды на айс-брейк, кстати тоже весьма офигенное мероприятие, а в теплое местечко, где как выяснилось не понадобилась даже сухая куртка, а хватило просто термухи, которую тоже иногда хотелось снять, но была реальная возможность опалить себе все плечики и руки
Два года назад, когда я приехала в тур к вв-скулу, Антоха там читал лекцию про экспедишн каякинг. Я никогда не собиралась в экспедиции и вообще не была уверена, что когда-то до этого дойдет. Теперь же я оказалась в Непале, куда кстати тоже бы никогда не поехала, если бы не Антон, и первое что меня ждало — это экспедиция на Сан-Коси на 8 дней.
Один из пляжей Сан-Коси

Чего в экспедиции делать можно, а чего нельзя Антоха рассказал в первый же вечер, рассказал какой нас ждет маршрут и какой у нас план. В этом туре, кроме меня, было еще 3 Вельских парня. Как позже выяснилось отличная самодостаточная команда.

Свингер-пати
Свинг: мир с цветовой дифференциацией ручек
Правда экспедиция началась для нас не со сплава, а с преодоления своих страхов — с прыжка со свинга (тоже что банджи, тока привязывают за пояс и летишь дольше) со 160 метров, несколько секунд свободного падения и все это происходит в каньоне над рекой!!! Свободное падение, визг, еле дождалась пока потянет веревкой наверх. Прямо самое страшное, что приходилось делать в своей жизни, но и самое клевое. Парень-америкос, стоявший перед нами в очереди на прыжок, глядя на толпу прыгающих свинг, с улыбкой сообщил нам факт "Свингер-пати", после этого обстановка как-то разрядилась:)

Непал Сан-Коси банджи
 Долгое ожидание, страх, дикий визг!!! Полет длинною боольше чем хотелось бы)
Прокричавшись и открыв глаза внизу, я обнаружила что все еще вишу на веревке и не свалилась в реку:)
Чтож, в следующий раз я буду прыгать с открытыми глазами! Оно того стоит!

Экспедиция
После прыжка, отдышавшись и поев, мы поехали в рафтинг-ресорт, откуда нам предстояло утром стартовать в экспедишн. Место уютное и красивое, по траве бегают кролики, которых можно даже погладить.
Так выглядело утро нашего старта

лапочки кролики

Утром сели в лодки и поехали. Антоха каждый день рассказывал что-то новое про греблю и про каякинг, вещи базовые, но если их не знать, очень сложно как-то дальше развиваться.
Вельские богатыри: Димон, Вован и Жека
Каждый день нам светило солнце. Первые дни не было дымки и на старте нам показывали огромные снежные горы — массив Лангтанг.
Было все – много голубой и бирюзовой воды, песчаные пляжи, джунгли с красивейшими водопадами и лианами, обезьяны и буйволы, колоритный местный народец, пороги и невыносимо долгие плесы.
Вован и водопад в джунглях

Каждый  день Антоха старался рассказать что-то новое про греблю, каякинг, воду и водно-экспедиционную жизнь. Даже подумать не могла сколько всего нового узнала. Учились кидать морковки и Вован даже выиграл у Антохи главный приз – ящик неоговоренного до сих пор питья, попав 10 из 10 раз морковкой в мишень.
Разнообразия в сплавные дни добавляли походы на продразверстку в местные, нетронутые туристами, деревеньки. В которых иногда Антохе приходилось использовать весь набор непальских слов в сочетании с жестами для получения ожидаемого результата. Интересный факт – непальцы считают не по пальцам, а по фалангам пальцев руки, выглядит непривычно и непонятно в первый раз.
Покупка каких-то ништяков
В деревнях народ пашет поля плугом, зачастую деревянным, в который запряжен буйвол. Что удивляет, так это пирсинг по всему лицу у пожилых женщин. Наличие огромного количества золота у женщин является признаком ее состоятельности, также как у мужчин отросшее пузо (это кстати реально редкость, т.к. приходится заниматься в основном тяжелым физическим трудом).

Бытовуха
Тут все просто, спишь под открытым небом на пляже, каждый день. Сначала мы натягивали тент, вдруг пойдет дождь, но быстро прекратили это занятие. Готовили сами на костре, а чай и кофе варили в джетбойле. Дров из топляка на берегу всегда огромное количество. Комаров, мошек кажется не было. Одна ночевка правда нам доставила много хлопот, дул сильный ветер и не стихал до самой ночи. Но это вообще на Сан-Коси такой ньюанс -  ты должен быть готов к тому, что все будет в песке: ты сам будешь в песке, все вещи будут в песке, даже в спальнике тоже будет песок. Даже не знаю как я теперь буду засыпать без уютного слоя песка в ногах)
варим кофеек
Еду везли с собой, но всякие необходимые продукты можно докупать в маленьких деревеньках по ходу
Антоха добыл мясца на ужин

Про людей
Местный народец в целом не такой навязчивый, как скажем в деревне в Уганде, очень дружелюбный и любопытный. Когда мы останавливались на ночевку к нам приходил народец, все улыбались, смотрели и изучали лодки. Детишки так и норовили стащить какую-то лодку в улово и покататься на ней в четвером-пятером, что им периодически удавалось осуществить. Еще в больший восторг детишек приводили покатушки на лодке вместе с гребцом. Выглядело это так – едешь-едешь по речке, тут местная детвора, купающаяся на берегу, бросает все, подплывает к тебе и забирается на лодку спереди/сзади или сразу со всех сторон и дальше катится с тобой, пока тебе не надоест.
Непал Сан-Коси дети
детишки атакуют лодку

То самое чувство, когда детишки из забытой богом непальской деревни знают английский лучше тебя и помогают тебе сформулировать мысли и вспомнить слова?
Очень красивые дети! Длиннющие темные ресницы, красивая фигура, в меру накачанные, очень ловкие: детям удавалось босиком бегать по камням, по которым-то в сандалях не очень удобно передвигаться. Очень любят фотаться и смотреть потом фотки(надо будет напечать и раздать им фотки в следующий проезд), причем любит и дети и старики, все-все.
бабушка пришла из деревни поздороваться с нами
Боже, на чем они только не катаются! Камеры от колес, треугольные плотики и плоты побольше и огромнейшие метра по 3-4 плоты из бамбука, которые они сплавляют вниз по реке, управляясь одной единственной палкой, отталкиваясь ото дна, чувствуешь какой-то подвох, когда проплываешь рядом с такой штукой, усиленно гребя двумя огромными лопастями карбонового весла монокок на топовой лодке пусть и прошлого сезона
Так сплавляют бамбук вниз
лодочка, выдолбленная из дерева
Люди в деревнях живут в основном в хиленьких лачугах, построенных либо из камня, либо из бамбука (в особо бедных деревнях), но это не режет глаз. Кажется им этого хватает и они вполне себе счастливы. Очень много детей.
деревня Хакапур
Что поражает, так это мотивация к обучению. Делают уроки усердно, сидят и что-то зубрят на полу рядом с нами, пока мы ждем заказанный далбат.
Утром детишки, одетые в школьную форму и таща по одной засаленной тетрадочке в заднем кармане брюк, топают в школу.

тетрадочка с уроками

Правда одна компашка не дошла до школы, сбросила школьную форму и под ней оказались все те же ребятишки, что вчера устраивали акробатические номера на около лодочном пространстве.
кто здесь лишний?)
Про пейзажи и животных
Первое что на что общаешь внимание – это песок. Это такое забытое чувство, ходить по теплому песку босиком. Песок тут необычного цвета, серебряный. Густо насыщен толи слюдой, то ли еще чем. Очень красивый и такой приятный на ощупь, после долго для гребли.
песочек

Горы
То что нам показали в первый день – снежный массив Лангтанг так и осталось позади, и дальше были уже небольшие горы, по краям реки. Для меня пейзажик чем-то похож на алтай, но до того опустошенный. Мы приехали после сухой зимы и на сколнах с солнечной стороны ничего еще не успело вырасти. Под конец нам каждый вечер показывали видимо традиционное выжигание травы.
сюрреалистические вечерние пейзажи

Дороги
Какая-то часть нашего пути проходила вдоль довольно оживленной дороги. И там я впервые увидела, что люди здесь ездят еще и на крышах автобусов, а также веселые мелодии, которыми автобусы предупреждают друг друга на поворотах о своем приближении, да и вообще обо всем, о чем считают нужным предупредить.
Проплывая мимо какой-то тушки мы видели стаю огромных птиц-падальщиков. Так-то не самые выдающиеся наверняка представители пернатых, но они были очень большими и их было так много.
Буйволы, спасающиеся от жары. Буйволы, это такие милые создания. От жары они прячутся в воды, торчат только их морды с круглыми рогами и огромными добрыми глазами, окаймленными речничками. Просто преслесть, так хотелось их потискать, но они пугались и убегали из воды.
Вообще программа по флоре и фауне была выполнена за тур на 5+, нам даже посчастливилось увидеть несколько раз стаи больших объезьян, с белыми мордочками. Таких же мы потом видели в треке. Очень много птичек, всяких разных.
Здесь были даже птицы те же что и в Уганде, ныряют глубоко под воду в одном месте и внезапно выныривают совсем в другом.
Бабочки, огромные бабочки. Я их боюсь, поэтому старалась держаться от них подальше, некоторые из них были размером с птичку. Красивые, но я старалась держаться от них подальше?
Джангл коридор – очень красивое место. Стены каньона становятся ближе, но они не выступают голыми скалами, а нависают джунглями. Вечером, отойдя подальше от лагеря, погружаешься в такое дикое количество звуков, всяких разных.
Настоящие дикие джунгли!

джунгли-джунгли

Правда даже казалось бы в самых неприступных местах оказываются местные рыбаки, которые с безразличным уже к тебе видом ходят и проверяют свои сети

Про пороги
Пороги тоже были. Простые с понятными линиями, самое лучшее что может быть для разминки после перерыва в 8 месяцев и первого выхода на воду.
Димон

Антоха серфит на волне

Жека
Вован

По дороге мы останавливались на порогах покататься, чтобы оттачивать основные навыки: выход на струю, заход в улово, траверс бочки, опоры и пр.
Надо сказать, что приехавшая команда из Вельска оказалась настолько слаженной и полноценной, что кажется им все по плечу. У них есть и огромное желание учиться и огромный потенциал для этого.
Вельская банда
Хакапур выглядит пугающе и может поразить неокрепший мозг своим котлищем справа, но идется за одно движение, от выполнения которого получаешь большое удовлетворение и давно забытое чувство того, что что-то проехал.
Антоха выражает свою радость от проеханной фигни)

Джангл коридор тоже отличнейшее место, порожки тут встречаются чаще,  с меньшими прогонами между ними. Правда радость была не такой полной, ибо, повредив плечико, первый день по джангл-коридору я ехала на трамвайчике, не имея возможности даже поднять руку. Тут как-то даже экспедишн в полный рост, травма-травмой, а сойти уже негде и ехать надо, ибо график. Но потом все как-то быстро наладилось и уже на следующий день я как-то могла ехать сама, правда в лучших традициях техники туристов. Но вполне себе достойно:) Дней у нас было много и мы иногда менялись лодками, веслами, чтобы затестить другие модели, что-то понять про свое снаряжение. Тоже очень интересно, т.к. обычно я приезжала куда-то кататься на 1-2 недели, тут не до обмена снарягой, надо же все мочить и кататься-кататься. А здесь ход времени замедляется, успокаиваешься и начинаешь экспериментировать и получать истинное удовольствие от процесса.

Как все закончилось
Все закончилось в один миг, вдруг горы расступились и мы оказались на огромной равнине, где реку разбирают на множество оросительных каналов и затем она впадает в Ганг.
Последние холмики перед равниной
Потом нас ждала долгая дорога домой, через пыльные города на локалбасе 18 часов. Ехать из Чатры нам пришлось с остановкой на несколько часов в Доване. Городок не избалованный белыми туристами, а потому народ приходил с детишками попялиться на нас, нам приветливо жали руки незнакомцы, мы здесь белые полубоги.
знакомство с белыми
Воспользовавшись такой задержкой Антоха пошел в местную брадобрейню и избавился от отросшей за время экспедишена борода, а еще на нашу зависть получил порцию массажа лица в сочетании с кучей вкуснопахнущего парфюма для лица.
приятные процедуры)
Потом мы сели в бас, остался ночной переезд и мы дома. Все мы ехать подустали, правда для меня, привыкшей засыпать в любой позе и в любом месте, дорога не была столь изматывающей, и я даже выспалась. Пару дней в Катманду и парни из Вельска уехали домой, а нас ждали еще приключения.
Наша команда
Немножко погодя, приведя мысли в порядок, стало очевидным, что я попаду на Сан-Коси еще раз:
во-первых, надо фоточки напечатать и раздать детишкам, они так хотели
во-вторых, хочется проехать то, что я проехала на трамвайчике
в-третьих, мало того, что захотелось прыгнуть свинг тандемом, так ведь мне еще и с широко раскрытыми глазами захотелось это сделать еще раз:)
Сан-Коси, я еще вернусь!:)

Фотки Вовы, мои и неизвестного непальца

1. В детстве прочитал Майка Джонса про Дудх-Коси и Сан-Коси и до сих пор считал, что непальские реки - это нечто ужасное. А тут ... )

1. :) ну тут весной воды меньше, а те чуваки вроде осенью плавали. У нас получился отличный этно-тур, без ужасов:)

2. Майк Джонс плавал по непальским рекам в конце 70-х, Совсем другие лодки, совсем другая техника сплава. С тех пор каякинг здорово шагнул вперед.
      Дудх-Коси по-прежнему является рекой класс 5. Однако в 2010 году мы проехали ее всего за 4 дня. Осталось совершенно непонятным, как же по ней сплавлялась группа Майка на четырехметровых стеклопластиковых лодках